ЛЕНИН: СМЕРТЬ И ПОХОРОНЫ Смерть Ленина, хотя её нельзя назвать неожиданной, оказывается непростым испытанием для страны. С уходом вождя из жизни у противников советской власти открывается «второе дыхание». Пустословие про сифилис, клевета об отравлении, слухи о партийном расколе и новой интервенции преследуют разные цели, но сходятся в одном: заменить Ильича некем, а значит большевики долго не продержатся. В этих условиях траурные мероприятия помимо почестей первому главе социалистического государства должны были продемонстрировать сплочённость и единение масс вокруг партии. 22 января 1924 года избирается комиссия по увековечению памяти Ленина. Возглавивший её Ф. Э. Дзержинский приступает к решению первоочередных задач: организации похорон, разработки ритуала и воплощение идеи сохранения тела вождя. В тот же день академик Абрикосов выполняет первое бальзамирование тела Ленина, рассчитанное на непродолжительный срок, чтобы все желающие проститься с вождем могли это сделать. В 13:00 23 января 1924 года траурный поезд с телом Ленина в багажном вагоне прибывает на Павелецкий вокзал. Гроб из обычного похоронного бюро, обитый красным атласом и украшенный золотыми кистями, размещают под сенью пальм Колонного зала Дома Союзов. В течение пяти суток, несмотря на январскую стужу, непрерывный поток людей со всех уголков Советского Союза спешит отдать дань памяти дорогому вождю. В 10 утра 27 января 1924 года под траурный марш оркестра Большого театра Ленина провожают в последний путь. Открытый гроб выносят на Красную площадь и размещают на специальном помосте для публичного прощания. В 16 часов гроб вождя под залпы артиллерийского салюта вносят в Мавзолей. Все телеграфные агентства страны передают одно и то же сообщение: «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу!». Возведение склепа не планировали заранее. Могилу вождю готовили у кремлевской стены, рядом с некрополем героев революции. Но уже на следующий день оценив масштаб народного потрясения, руководство партии обсуждает вопрос о строительстве Мавзолея. Идя навстречу желаниям трудящихся сохранить останки Ильича, РКП(б) поддерживает вариант мумификации – дело и тело Ленина будет жить в веках. Первый Мавзолей Ленина в виде трёхметрового бревенчатого куба с двумя вестибюлями по бокам и трёхступенчатой пирамидой на вершине, вырастает у Кремлёвской стены за трое суток. Прозрачный саркофаг с телом вождя располагается в Траурном зале для демонстрации всем желающим. Весной 1924 года А. В. Щусев получает задание заменить временное сооружение Мавзолея капитальным из того же материала. 1 августа 1924 года открывается второй Мавзолей Ленина, простоявший до 1929 года. Третий Мавзолей Ленина, уже из камня, воздвигли за шестнадцать месяцев, открыв для посещения в ноябре 1930 года. Взяв за основу свой предыдущий проект, А. В. Щусев увеличивает размеры сооружения, совершенствует художественную идею, совмещая надгробный памятник с правительственной трибуной. Эстетическая концепция Мавзолея, её созвучие с ансамблем Красной площади превращает «инородный архитектурный элемент» в ключевое произведение советского зодчества. После похорон на комиссию по увековечению памяти Ленина обрушивается вал инициатив от объединений и отдельных энтузиастов. Власти оперативно реагируют на активность масс. Имя Ленина присваивают всесоюзной пионерской организации и передовым предприятиям страны. Переименовывают Петроград в Ленинград, Симбирск в Ульяновск, красные уголки в ленинские. Формируют архив и подготавливают издание полного собрания сочинений вождя. Публикуют и массово тиражируют изображения Ленина, кино и фотохронику с его участием. В силу феодальных пережитков и религиозных предрассудков образ Ленина в народе приобретает сверхъестественные качества. Меры по увековечиванию памяти вождя позволяют массам ощущать его присутствие как заступника и покровителя. Божественный ореол Ленина для крестьян, привыкших сознавать свои силы как проекцию горнего могущества, позволяет им опереться не на посрамленную церковь, а на партию большевиков, способных решать практические вопросы жизни. По христианским обычаям отошедших в мир иной хоронят в земле, а выдающихся деятелей в склепах, и верующие по всей стране требуют от служителей церкви проводить обряды по умершему вождю согласно православным канонам. Ленину ставят памятники, переименовывают в его честь улицы и площади, называют колхозы, дают имена детям. В стране огромными тиражами издаются воспоминания о вожде, его теоретическое наследие становится своего рода новым священным писанием. Олицетворяя при жизни борьбу за справедливость и служа синонимом истины, после смерти Ленин становится символом победы угнетённых в классовой войне. Актуальность Ленина в современном мире обратно пропорциональна актуальности капитализма как способа общественного устройства. И когда нынешняя «предыстория» Человечества померкнет во тьме веков, имя первого вождя победившего народа – Владимира Ильича Ленина – останется лучом исторического маяка, связывающего эпоху пролетарских революций с коммунистической эрой будущего: «Мы это дело начали. Когда именно, в какой срок, пролетарии какой нации это дело доведут до конца, – вопрос несущественный. Существенно то, что лёд сломан, что путь открыт, дорога показана». Д. Назаренко __________________________________________________________________________ Для детального знакомства с личностью В.И. Ленина, рекомендую книгу «Жизнеописание красного вождя». Она отличается от других изданий тем, что описывает не только судьбоносные поступки вождя мирового пролетариата, но даёт их психологический разбор, выясняя причины повлекшие Ленина принять то или иное решение. ❗Скачать книгу в электронном варианте (без регистрации и смс) можно здесь: http://proriv.ru/pdfs/Zhizneopisanie_krasnogo_vojdya.pdf ‼Кто желает приобрести бумажный экземпляр (твёрдая обложка, 240 стр.), пишите в ВК Ольге или на эл. почту: ejichekk22@mail.ru 📕Есть самовывоз из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владикавказа и Ростова-на-Дону.

Теги других блогов: смерть похороны Ленин